Как научить ребенка прыгать в длину с разбега. Из опыта работы учителя физической культуры
МОУ СОШ№30 Соболь Н.В
В школьной программе имеется прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника данного прыжка может показаться несложной, но зачастую школьники допускают большое количество ошибок в этом прыжке ,из-за чего результаты оказываются слабыми.
Рассмотрим прыжок в длину с разбега поэтапно, по фазам. В начале разбега бег характеризуется большим наклоном туловища вперед; энергичной постановкой стопы загребающим движением «под себя»; энергичным движением рук. Далее происходит уменьшение наклона туловища, увеличение длины и частоты бегового шага, возрастание скорости, которая в конце разбега должна быть максимальной. Нельзя забывать, что последний шаг перед отталкиванием делается короче предыдущих. Это позволит перейти к дальнейшему активному движению вперед- вверх.
При отталкивании толчковая нога ставится выпрямленной на всю ступню. В этот момент туловище находится в вертикальном положении. Одновременное маховое движение руками и маховой ногой вверх способствует увеличению эффективности отталкивания. Первую половину траектории полета прыгун пролетает в положении шага ( если же поторопится подтянуть толчковую ногу, то прыжок дальним не получится). Находясь в верхней точке полета, прыгун должен поднять вверх руку противоположную толчковой ноге. После этого он энергично опускает руки, немного наклоняет туловище вперед, подтягивает толчковую ногу к маховой, принимая положение группировки. Далее начинается стадия приземления. Необходимо, опуская руки, резким движением «выбросить» голени вперед и выпрямить ноги. Как только пятки коснутся песка прыжковой ямы. Следует согнуть ноги в коленях, а таз подтянуть к пяткам.
С первых занятий обучения прыжкам в длину объясняю учащимся, что разбег следует начинать всегда с одной и той же ноги. Подобрав разбег, необходимо обязательно замерить его ступнями, чтобы в дальнейшем не тратить времени на его подбор. Чтобы показывать хорошие результаты в прыжках в длину, необходимо развивать быстроту и силу. Очень часто, прыгая в длину с разбега, ученики опаздывают с толчком. Проскакивая его сходу. Для исправления данной ошибки создаю искусственную ситуацию, вынуждающую прыгуна осуществлять активное отталкивание, а именно: 1-1,5 м за бруском устанавливаю препятствие на высоте 30- 60 см.Оно должно быть безопасным для прыгуна, применяю лёгкую «палочку». Которую удерживаю на определенной высоте. При данном подходе ученик сразу же увеличивает силу толчка, скорость разбега, производит мощное отталкивание и правильное движение ног в полёте. В обучении прыжку в длину с разбега для отработки активного махового движения осуществляю прыжки с запрыгиванием на препятствие. При совершенствовании отталкивания применяю на уроках для развития силы мыщц ног выпрыгивание вверх из полуприседа без отягощения, с отягощением для старшеклассников. Необходимо следить за тем, чтобы перед приземлением обе ноги выносились далеко вперёд и верхняя часть тела «складывалась» к ногам. В таблице представлены часто встречающиеся ошибки в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и меры по их устранению:
Ошибка |
Последствия ошибки |
Исправление ошибки |
Разбег: нестабильность беговых шагов |
Частое непопадание на место отталкивания |
Пробежки на разбеге по контрольным отметкам |
Ученик удлиняет несколько последних шагов |
Прыжок будет направлен в основном вверх. Не получится сильного отталкивания |
Пробегать последние шаги по отметкам на дорожке |
Падает скорость перед отталкиванием |
Слабо выражено движение вперёд в прыжке, уменьшается длина прыжка |
Очень длинный разбег, по мере улучшения быстроты- количество шагов в разбеге увеличивается. Поэтому у школьников младших и средних классов длина разбега должна быть 10-14 беговых шагов |
Отталкивание: голова закинута назад, спина прогибается |
Очень сильно уменьшается скорость, набранная на разбеге. Результат в прыжке будет слабым |
Голову держать прямо, взгляд направить за прыжковую яму |
При отталкивании ученик делает мах прямой или слегка согнутой ногой |
Траектория полёта не будет направлена вверх. Очень короткий прыжок. |
Имитация махового движения. Упражнения с доставанием коленом маховой ноги подвешенных предметов |
Полёт: перед приземлением ноги недостаточно подняты |
Полёт заканчивается преждевременно. Результат прыжка- слабый |
Сделать акцент на подтягивании коленей к груди перед приземлением. Из-за слабого развития мышц передней поверхности бедра и брюшного пресса необходимы упражнения для развития данных мышц |
Потеря равновесия в полёте |
Очень тяжело восстановить равновесие в полёте, произойдет досрочное приземление |
Не раскачиваться во время разбега. Выполнять отталкивание по прямой линии. |
Приземление: ноги приземляются не на одном уровне |
Потеря равновесия при приземлении и сокращение длины прыжка |
Выполнять прыжки в длину через препятствия |
Приземление на выпрямленные в коленных суставах ноги |
Произойдет падение назад, уменьшится результат прыжка |
Мягко спружинить коленями и бёдрами при приземлении |
Неактивный вынос ног вверх- вперёд в момент приземления |
Уменьшение длины прыжка |
Установление препятствия на расстоянии от места приземления
|
Преждевременное опускание ног на грунт |
Прыгун «вылетает» вперёд из прыжковой ямы или падает лицом вперёд в яме |
Выпрямить туловище, не заваливать плечи вперёд при отталкивании. Акцентировать внимание на сгибании ног в коленях перед приземлением и подтягивании их к груди |
Прыгун падает назад и опирается руками о грунт из-за слишком далёкого выноса ног вперёд при приземлении |
Значительная потеря в длине прыжка |
После касания пятками грунта надо перемещать тело вперёд |
Для обучения прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги» использую следующие упражнения:
1.Имитацию движений плечевого пояса и рук (как при отталкивании в прыжках);
2.Постановку толчковой ноги с движением «под себя», отталкиванием и маховым движением вперёд-вверх;
3. Энергичное маховое движение ногой с последующим выпрыгиванием вперёд-вверх;
4. Постепенно увеличивать количество шагов перед отталкиванием с постепенным возрастанием скорости в разбеге. Постоянно следить за тем, чтобы толчковая нога при отталкивании ставилась выпрямленной, тогда легче будет соблюдать одновременную вертикаль туловища и толчковой ноги;
5. Прыжки с разбега(3-6 беговых шагов) с доставанием (ногой, головой, рукой) подвешенных предметов;
6. Прыжок с нескольких шагов разбега с приземлением в положении шага, скорость разбега не должна быть очень высокой, чтобы не получить травму в момент приземления;
7. Прыжки в длину с пяти шагов разбега, отталкиваясь от повышенной опоры, с приземлением в обозначенную зону;
8. Прыжки через различные препятствия(резиновый жгут).
На уроках оцениваю не только длину прыжка, но и технику его выполнения. При этом на разных занятиях выставляю оценки как за отдельные составляющие прыжка, так и за весь прыжок в целом. В прыжке в длину с разбега способом «согнув ноги» оцениваю: ритм и темп разбега; попадание на брусок отталкивания; постановку и разгибание толчковой ноги, а также положение туловища в момент отталкивания; маховое движение ноги и рук; удержание ног в полёте, выбрасывание голеней вперёд и качество приземления.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Муниципальное Общеобразовательное Учреждение МОУ СОШ №30 поселок Ахтырский, Краснодарский край
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |