Как научить ребенка прыгать в длину с разбега. Из опыта работы учителя физической культуры

МОУ СОШ№30   Соболь Н.В

В школьной программе имеется прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника данного прыжка может показаться несложной, но зачастую школьники  допускают большое количество ошибок в этом прыжке ,из-за чего результаты оказываются слабыми.

Рассмотрим прыжок в длину с разбега поэтапно, по фазам. В начале разбега бег характеризуется большим наклоном туловища вперед; энергичной постановкой стопы загребающим движением «под себя»; энергичным движением рук. Далее происходит уменьшение наклона туловища, увеличение длины и частоты бегового шага, возрастание скорости, которая в конце разбега должна быть максимальной. Нельзя забывать, что последний шаг перед отталкиванием делается короче предыдущих. Это позволит перейти к дальнейшему  активному движению вперед- вверх.

При отталкивании толчковая нога ставится выпрямленной на всю ступню. В этот момент туловище находится в вертикальном положении. Одновременное маховое движение руками и маховой ногой вверх способствует увеличению эффективности отталкивания. Первую половину траектории полета прыгун пролетает  в положении шага ( если же поторопится подтянуть толчковую ногу, то прыжок дальним не получится). Находясь в верхней точке полета, прыгун должен поднять вверх руку противоположную толчковой ноге. После этого он энергично опускает руки, немного наклоняет туловище вперед, подтягивает толчковую ногу к маховой, принимая положение группировки. Далее начинается стадия приземления. Необходимо, опуская руки, резким движением «выбросить» голени вперед и выпрямить ноги. Как только пятки коснутся  песка прыжковой ямы. Следует согнуть ноги в коленях, а таз подтянуть к пяткам.

С первых занятий обучения прыжкам в длину объясняю учащимся, что разбег следует начинать всегда с одной и той же ноги. Подобрав разбег, необходимо обязательно замерить его ступнями, чтобы в дальнейшем не тратить времени на его подбор. Чтобы показывать хорошие результаты в прыжках в длину, необходимо развивать быстроту и силу. Очень часто, прыгая в длину с разбега, ученики опаздывают с толчком. Проскакивая его сходу. Для исправления данной ошибки создаю искусственную ситуацию, вынуждающую прыгуна осуществлять активное отталкивание, а именно: 1-1,5 м за бруском устанавливаю препятствие на высоте 30- 60 см.Оно должно быть безопасным для прыгуна, применяю лёгкую  «палочку». Которую удерживаю на определенной высоте. При данном подходе ученик сразу же увеличивает силу толчка, скорость разбега, производит мощное отталкивание и правильное движение ног в полёте. В обучении прыжку в длину с разбега для отработки активного махового движения осуществляю прыжки с запрыгиванием на препятствие. При совершенствовании отталкивания применяю на уроках для развития силы мыщц ног выпрыгивание вверх из полуприседа без отягощения, с отягощением для старшеклассников. Необходимо следить за тем, чтобы перед приземлением обе ноги выносились далеко вперёд и верхняя часть тела «складывалась» к ногам. В таблице представлены часто встречающиеся ошибки в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и меры по их устранению:

      Ошибка

 Последствия ошибки       

Исправление ошибки

Разбег: нестабильность беговых шагов

Частое непопадание на место отталкивания

Пробежки на разбеге по контрольным отметкам

Ученик удлиняет несколько последних шагов

Прыжок будет направлен в основном вверх. Не получится сильного отталкивания

Пробегать последние шаги по отметкам на дорожке

Падает скорость перед отталкиванием

Слабо выражено движение вперёд в прыжке, уменьшается длина прыжка

Очень длинный разбег, по мере улучшения быстроты- количество шагов в разбеге увеличивается. Поэтому у  школьников младших и средних классов длина разбега должна быть 10-14 беговых шагов

Отталкивание: голова закинута назад, спина прогибается

Очень сильно уменьшается скорость, набранная на разбеге. Результат в прыжке будет слабым

Голову держать прямо, взгляд направить за прыжковую яму

При отталкивании ученик делает мах прямой или слегка согнутой ногой

Траектория полёта не будет направлена вверх. Очень короткий прыжок.

Имитация махового движения. Упражнения с доставанием коленом маховой ноги подвешенных предметов

Полёт: перед  приземлением ноги недостаточно подняты

Полёт заканчивается преждевременно. Результат прыжка- слабый

Сделать акцент на подтягивании коленей к груди перед приземлением. Из-за слабого развития мышц передней поверхности бедра и брюшного пресса необходимы упражнения для развития данных мышц

Потеря равновесия в полёте

Очень тяжело восстановить равновесие в полёте, произойдет досрочное приземление

Не раскачиваться во время разбега. Выполнять отталкивание по прямой линии.

Приземление: ноги приземляются не на одном уровне

Потеря равновесия при приземлении и сокращение длины прыжка

Выполнять прыжки в длину через препятствия

Приземление на выпрямленные в коленных суставах ноги

Произойдет падение назад, уменьшится результат прыжка

Мягко спружинить коленями и бёдрами при приземлении

Неактивный вынос ног вверх- вперёд в момент приземления

Уменьшение длины прыжка

Установление препятствия на расстоянии от места приземления

 

Преждевременное опускание ног на грунт

Прыгун «вылетает» вперёд из прыжковой ямы или падает лицом вперёд в яме

Выпрямить туловище, не заваливать плечи вперёд при отталкивании. Акцентировать внимание на сгибании ног в коленях перед приземлением и подтягивании их к груди

Прыгун падает назад и опирается руками о грунт из-за слишком далёкого выноса ног вперёд при приземлении

Значительная потеря в длине прыжка

После касания пятками грунта надо перемещать тело вперёд

 

Для обучения прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги» использую следующие упражнения:

1.Имитацию движений плечевого пояса и рук (как при отталкивании в прыжках);

2.Постановку толчковой ноги с движением «под себя», отталкиванием и маховым движением вперёд-вверх;

3. Энергичное маховое движение ногой с последующим выпрыгиванием вперёд-вверх;

4. Постепенно увеличивать количество шагов перед отталкиванием с постепенным возрастанием скорости в разбеге. Постоянно следить за тем, чтобы толчковая нога при отталкивании ставилась выпрямленной, тогда легче будет соблюдать одновременную вертикаль туловища и толчковой ноги;

5. Прыжки с разбега(3-6 беговых шагов) с доставанием (ногой, головой, рукой) подвешенных предметов;

6. Прыжок с нескольких шагов разбега с приземлением в положении шага, скорость разбега не должна быть очень высокой, чтобы не получить травму в момент приземления;

7. Прыжки в длину с пяти шагов разбега, отталкиваясь от повышенной опоры, с приземлением в обозначенную зону;

8. Прыжки через различные препятствия(резиновый жгут).

На уроках оцениваю не только длину прыжка, но и технику его выполнения. При этом  на разных занятиях выставляю оценки как за отдельные составляющие прыжка, так и за весь прыжок в целом. В прыжке в длину с разбега способом «согнув ноги» оцениваю: ритм и темп разбега; попадание на брусок отталкивания; постановку и разгибание толчковой ноги, а также положение туловища в момент отталкивания; маховое движение ноги и рук; удержание ног в полёте, выбрасывание голеней вперёд и качество приземления.

 
В началоНаписать школе

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение МОУ СОШ №30 поселок Ахтырский, Краснодарский край

 

 
ГлавнаяНовостиДокументыКоллективУченикиСпортВоспитательная работа

 

 

 

 

 

 

   

Сайт создан в системе uCoz